О НАС
О НАС
НОВОСТИ
НОВОСТИ
ЛОНГРИДЫ
ЛОНГРИДЫ
Знаешь ли ты, как простое пасхальное яйцо превращается
в символ имперской роскоши и величия? Позволь мне, Карлу Фаберже, рассказать тебе
о своем творчестве. Я поделюсь, как металл и камни в моих руках превращаются в шедевры, завораживающие веками.
Ну что ж… Начнем?
Я родился в 1846 году в Санкт-Петербурге, столице Российской империи. Моя матушка, Шарлотта Юнгштедт, происходила из Дании,
а отец, Густав Фаберже, принадлежал
к немецкому роду с французскими корнями и родился в небольшом портовом городе Пярну. Кстати, именно он в 1842 году открыл свою ювелирную фирму в Петербурге! Судьба улыбнулась мне, и в 24 года я продолжил дело своего отца, возглавив его мастерскую.
Отец приложил все усилия, чтобы дать мне качественное и достойное образование. Свою учебу я начал
в одной из гимназий Санкт-Петербурга, затем мое обучение продолжилось
в Дрездене. Именно там мне посчастливилось познакомиться с выдающимися ювелирами Франции, Англии и Германии, а также посетить множество музеев и галерей.
Вернувшись в Россию в 1864 году, я начал сотрудничать с Эрмитажем! Безусловно, знания, полученные за границей, сыграли
в этом ключевую роль.
В 1882 году мне стало известно, что
в Москве состоится Всероссийская художественно-промышленная выставка. После долгих размышлений я решил в ней поучаствовать. И не зря! На выставке мои труды обратили внимание императора Александра III
и его жены, Марии Федоровны.
В то время я еще не создавал свои знаменитые яйца, но уже сумел завоевать симпатию царской семьи
и был удостоен почетного титула «ювелира Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа». Впечатляюще звучит,
не так ли? Это событие стало переломным в моей карьере.
Снаружи оно было покрыто белой эмалью, имитирующей скорлупу.
Внутри, словно «желток», пряталось матовое золото, в которое я поместил небольшую курочку.
Каждая деталь была проработана мною с невероятной филигранностью: можно было разглядеть гребешок, круглые глазки и перышки.
Кстати, и сама курочка хранила секрет! Внутри нее находилось изысканная рубиновая императорская корона. Идея такого ювелирного яйца принадлежала не совсем мне, ведь в начале XVIII века подобные изделия уже существовали. Именно по этой причине император и решил обратиться к моей персоне: его жена, имевшая датские корни, знала о таких изделиях, хранимых в королевской сокровищнице Дании.
Императрица пришла в восторг от такого подарка. Мне было невероятно приятно! С тех пор я стал получать заказы на создание таких удивительных яиц ежегодно. Мне предоставляли полную свободу творчества, но с важным условием: внутри каждого яйца должен находиться сюрприз, а само изделие должно быть уникальным.
Эта традиция продолжилась с приходом к власти Николая II, сына Александра III.
Бутон розы
Ландыши
Эволюция пасхальных сюрпризов
В 1894 году Александра III сменил его сын – Николай II. Каждую Пасху он дарил уже два яйца – жене, Александре Федоровне, и матери, Марии Федоровне. Теперь яйца, которые изготавливались в моей мастерской, окончательно укрепились в статусе символа российской царской семьи.
1904-
Федоровна
Александра
Николай 2
Мария
Федоровна
1905
...года, но объяснять причины этого я не намерен…
В 1898 году Мария Федоровна получила в подарок от своего сына яйцо «Пеликан». Его поверхность была покрыта золотом, а на эмалевом гнезде сидел пеликан. Этот подарок скрывал в себе миниатюры из платины, которые изображали учреждения, основанные матерью Николая. Супруге же император преподнес яйцо под названием «Ландыши». Подарок был украшен жемчужными цветами, а внутри него располагались портреты Николая
и его дочерей Ольги и Татьяны.
В начале XX века Российская империя была охвачена революционными волнениями, однако я усердно продолжал создавать пасхальные сюрпризы для императора каждый год. Единственным исключением стали
В 1912 году Николай II преподнес матери яйцо под названием «Наполеоновское», приурочив его к 100-летию Отечественной войны. Для его изготовления я использовал золото, бриллианты и слоновую кость, дополнив композицию бархатом и атласом.
Для супруги же было сделано творение «Царевич». Внутри этого яйца скрывался двуглавый орел
с изображением их сына Алексея.
Я продолжал создавать пасхальные яйца даже в период Первой Мировой войны, когда Россия столкнулась с большими трудностями. К сожалению, тяжелая ситуация не могла не отразиться на моем творчестве… Особенно хорошо это видно на работах 1916 года. Мария Федоровна получила яйцо
Несмотря на использование золота, хрусталя и серебра, от прежнего величия, увы, не осталось и следа.
Еще более скромный презент получила Александра Федоровна – яйцо
Утраченная
роскошь
Спустя год происходят ужаснейшие события в стране. Если честно, мне тяжело о них вспоминать… В феврале
1917
года началась революция, и по требованию большевиков в марте Николай II отрекся от престола. Однако царскую семью, на благо которой я усердно трудился долгие годы, это
не спасло… В 1918 году они были расстреляны в Екатеринбурге.
Я покинул страну в этом же году, осознавая, что шансы выжить при новой власти минимальны. Революционные события сильно повлияли на мое здоровье, и я не смог оправиться от этого удара, часто повторяя под конец своих дней:
жизни больше нет
жизни больше нет
жизни больше нет
жизни больше нет
Дом расстрела
Сам Карл Фаберже умер в сентябре 1920 года.
Во время Гражданской войны никто не обращал внимание на пасхальные яйца, сделанные им. В 1925 году большевики, стремясь пополнить бюджет, вспомнили о наследии царской семьи. Тогда был составлен список ценностей, в который вошли и ювелирные изделия.
Позже часть из них была распродана, причем по очень низкой цене – около 400 долларов за одно яйцо! Времена были тяжелые, и страна действительно нуждалась в валюте. Сейчас большинство яиц хранится в музеях по всему миру:
в России, США, Великобритании, а также в частных коллекциях! Но, к сожалению, некоторые яйца были утрачены на века…
И вот, спустя время, яйца Фаберже остаются не просто произведениями искусства, а настоящими символами эпохи. Они переплели в себе истории любви, трагедии и гения. Каждый шедевр скрывает в себе не только дорогие материалы, но и дух времени, когда роскошь и мастерство достигали невиданных высот!
И вот, спустя время, яйца Фаберже остаются не просто произведениями искусства, а настоящими символами эпохи. Они переплели в себе истории любви, трагедии и гения. Каждый шедевр скрывает в себе не только дорогие материалы, но и дух времени, когда роскошь и мастерство достигали невиданных высот!
Текст: Софья Какалова
Дизайн: Вероника Шевцова
Верстка: Юлия Александрова, Даниил Кузьмин, Виктория Жандармова
0
Украшаем дворец
Made on
Tilda