О НАС
О НАС
НОВОСТИ
НОВОСТИ
ЛОНГРИДЫ
ЛОНГРИДЫ
Парный танец в XXI веке – вещь достаточно спорная. Кто-то скажет, что это занятие для школьников, которым в знак выражения симпатии нужно пригласить девочку потанцевать на общей дискотеке. Кто-то подумает, что это удел пьяных на тусовках, которые в порыве смелости не стесняются пригласить даму на «медляк». В любом случае парный танец сильно преобразился с момента своего появления. Раньше ради этого занятия почти ежедневно устраивались торжества и грандиозные события. Балы считались обязательными, и на них ни в коем случае нельзя было стоять в сторонке. Приготовьтесь окунуться в атмосферу русской роскоши. Пусть нас закружит вальс!
Всё началось с «легендарного» окна в Европу. Пётр Первый сильно преобразил жизнь нашей страны, однако больше всего европейского досталось именно русской знати. В 1718 году Пётр I издал указ об ассамблеях, собраниях, увеселительных вечерах, ставших непременной принадлежностью общественной жизни Петербурга. Они являлись прообразом будущих пышных великосветских балов, которыми славился русский императорский двор.

Ассамблеи устраивались по очереди в домах знати. На них мог присутствовать любой желающий, исключая крестьян и представителей городской бедноты. Удивительно, что на такого типа мероприятия за многие столетия, наконец, стали пускать женщин, ведь раньше им был закрыт доступ к посиделкам вместе с мужчинами – отдых разделялся по гендерному признаку.
Вводя ассамблеи, Петр преследовал цель привить русскому народу некоторые западноевропейские бытовые традиции, казавшиеся ему полезными и служившие, в частности, внешнему и внутреннему раскрепощению женщины, чья жизнь ранее сосредотачивалась исключительно на домашних обязанностях.

Всего было проведено 63 ассамблеи, главным образом во дворце Меншикова. Новый дворец Петра I, построенный в начале 1720-х годов, был менее роскошным. В Петербурге было не так много дворцов, и зачастую владельцы были вынуждены организовывать ассамблеи дома за свой счет несколько раз.
Однако ассамблеи в своей торжественности и изящности не смогли достигнуть апогея торжества. Они стали основой, которая открыла русскому обществу новую бальную эпоху.

Если на ассамблеях главным развлечением считалась всё-таки светская беседа, то на балах это позиция сдвинулась в сторону танца. Это было не просто искусство популярное среди высшего общества, а обязательная составляющая жизни каждого уважающего себя господина или дамы.
В это время во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал одним из самых важных предметов. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.
Балы проводились круглый год и в самых разных местах: это могли быть дворцы в самом центре городов, усадьбы различных имений. Как правило, сезон открывался поздней осенью, так как в это время наблюдалась наибольшая концентрация дворян в городской среде: все возвращались после путешествий по Европе. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро. А на следующий день нужно было готовиться уже к следующим увеселениям. Порой подобная напряжённая жизнь пагубно сказывалась на здоровье дам: подхваченная простуда приводила к летальному исходу.
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом (танец – шаг, представляющий из себя величественное, но в то же время элегантное шествие), вторым танцем на балу был вальс.

Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон (мазурка и котильон были энергичными танцами, в движениях которых часто прослеживались подскоки и прыжки). Кавалеры на балах записывались заранее, приглашая дам на разные танцы.
Кавалеры приглашают дам – именно эта последовательность лежала в основе любого бала. Люди должны были успеть за несколько минут танца и поговорить, и выполнить нужные движения, и как следует разглядеть партнера.

Это всё первый танец, но если дело дошло до второго танца с одной и той же избранницей, намерения молодого человека уже превращаются в нечто серьёзное, и весь зал начинает наблюдать за образовывавшейся парой.
Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.
Про бальные образы можно говорить очень много, так как их количество у каждой модницы Петербурга было просто огромным. Не зря приглашения на бал рассылали примерно за неделю до самого события, ведь каждой девушке стоило пошить новое платье, позволить себе прийти в старом наряде – заявить всему обществу о проблемах с финансами. Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов.

Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.
Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и в подобие современных тусовок. Балы развеялись вместе с ушедшей культурой Российской Империи, и в виде своеобразной альтернативы остались только советские танцы в ДК, но это уж совсем другой танец.
Made on
Tilda