О НАС
О НАС
НОВОСТИ
НОВОСТИ
ЛОНГРИДЫ
ЛОНГРИДЫ
Многие страны вызывают у нас какие-либо ассоциации. Великобритания – чай, королевская семья, Биг Бен; Япония – суши, острова, машины, аниме; Италия – пицца, гондольеры и, конечно, картины великих художников возрождения. Однако, что, если подумать о нашей необъятной России? В список первых ассоциаций попадут медведь, балалайка, икра, Кремль и… балет. Как этот вид искусства затесался в стране холодов и не улыбающихся людей? Как такой нежный танец стал одним из главных культурных символов нашего народа? Присаживайся поудобнее в зрительном зале и не забудь взять с собой бинокль и либретто.
Хочешь в Мариинку?
Тогда скорее пиши кодовое слово «Арабеск» нашему

А подробнее об условиях
читай
чат-боту
тут
Балет первоначально родился в Италии, позже распространился на Францию, а потом и на всю Европу. Французы стали флагманами этого танца, и на их школу ориентировался весь высший свет. На удивление, балет успел просочиться в нашу страну ещё до того, как Пётр Первый прорубил окно в Европу. Первое балетное представление в России состоялось в конце XVII века, при дворе царя Алексея Михайловича, ну это тот, у которого прозвище «Тишайший», а Пётр только продолжил дело своего предшественника.
|
Балету быть!
В народе её зовут “Вагонкой”
Колыбелью русского балета, в традиционном смысле, принято считать Сухопутный шляхетный кадетский корпус, где всех студентов обучали танцевальному мастерству. Там среди пушек и будущих полководцев затесались уроки этого модного европейского танца. И не просто так. Балет – один из самых сложных видов искусства – каждое движение требует огромных усилий, знания теории и железной дисциплины. Военным же, как никому другому в то время, была нужна дисциплина. А в 1738 году в Российской империи появилась первая балетная школа — сейчас это Академия русского балета им. А.Я. Вагановой.
Популярность балета возросла во время правления Екатерины Великой. Русские аристократы учились танцевать балет, и даже сын Екатерины, Павел I, танцевал его на придворных мероприятиях, прежде чем стать императором. Вот так вот дэнсили наши предки под Моцарта и Вивальди.
Когда цари начали покровительствовать этому виду искусства, из Франции и Италии были привезены иностранные таланты и учителя для преподавания в балетных школах, созданных в Санкт-Петербурге и Москве. Танцоры часто были выходцами из бедных семей, в том числе сироты, которых воспитывали, чтобы они стали артистами балета.
Одним из самых влиятельных хореографом того времени в русском балете стал француз Мариус Петипа (1818-1910).. Он укрепил основы классического танца, которые до сих пор используются в балетной хореографии. Его новаторские техники включали объединение танца, музыки и драматургии в цельные и впечатляющие спектакли. Петипа расширил использование ансамблевых и групповых сцен в балете. Хотя Петипа был французом по происхождению, он делал акцент на формирование уникального «русского почерка» в балете, сочетающего классическую европейскую технику с русской душевностью и эмоциональностью. В России Петипу называли не иначе как Мариус Иваныч.
|
За свою плодотворную карьеру в России, Петипа поставил хореографию к более чем 40 балетам и операм. Среди наиболее известных работ, поднявших русский балет на мировой уровень – «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», созданные в соавторстве с Петром Ильичом Чайковским. К «Щелкунчику» Петипа написал либретто, а над хореографией работал в соавторстве с другим выдающимся гением русского балета – Львом Ивановым (1834-1901).
В «Щелкунчике» Петипа впервые использовал детские танцы, а также собрал воедино русские народные танцы, вальсы и польки. В «Спящей красавице» он интегрировал хореографию в сюжет, превратив танец в один из инструментов развития истории. В «Лебедином озере» Петипа и Лев Иванов создали сложные ансамблевые сцены с использованием корпуса балета, особенно в знаменитых сценах озера, где балерины, изображающие лебедей, двигаются синхронно, создавая впечатление единого целого.
Однако ни один иностранец не смог оказать такого влияния на русский балет, как Иван Вальберх. Именно этот балетмейстер добавил в иностранный танец русской изюминки, предложив включать в классические постановки элементы из народного танца. Он задал новую тенденцию, и остальные педагоги тоже начали добавлять в балет русский уникальный стиль.Точка невозврата наступила тогда, когда танцовщик и хореограф Большого театра Иван Хлюстин был выбран балетмейстером в Парижской опере. В Европейском балете стал чувствоваться запах перемен.
Наступает порог XX века… В это время русская культура стала популярной – весь мир знал оперы могучей кучки и картины передвижников, поэтому популярность русского балета не казалась чем-то удивительным, но качество русского искусства, в частности балета, в то время сильно укрепил Дягилев со своими “Русскими сезонами”
Для труппы артистов деньги на гастроли выделялись напрямую из императорской казны с целью повышения престижа страны в Европе. Первые балетные гастроли, организованные Дягилевым, прошли в 1911 году и вплоть до смерти импресарио антерприза выступала под названием «Русский балет Дягилева». Программа включала всемирно известные балеты «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Чайковского, «Шехерезада» Римского-Корсакова. На гастроли отправлялись ведущие российские танцоры эпохи – Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, который занимался постановкой хореографии. В художественном оформлении гастролей участвовали передовые художники того времени – участники движения «Мир искусства»: Николай Рерих, Лев Бакст, Александр Бенуа и другие.
Хоть таких громких гастролей, как у Дягилева, в СССР уже не было, власть всё равно старалась популяризировать этот вид искусства. Продолжались ставить классические постановки, открывались новые школы. На сцену вышли Майя Плисецкая и Галина Уланова, которые стали легендами этого изящного танца. Многие постановщики переносили этот жанр на сценарии, восхваляющие революцию. На классический балет это уже не было похоже, но однозначно это можно было назвать искусством.
С появлением новых технологий аудитория балета значительно увеличилась, можно было смотреть представления, прямо не выходя их дома. Не обязательно было покупать билет на спектакль, ведь можно было просто включить телевизор. Балет смотрели дома даже когда этого не все хотели. В 1982 году, когда умер Брежнев по всем телеканалам, крутили «Лебединое озеро», позже это стало настоящим мемом: когда в стране происходили события экстраординарного характера, то по телевизору, крутили именно эту постановку. Например, в дни Августовского путча 1991 г., «Лебединое озеро» крутили несколько дней подряд.
Сейчас русский балет также носит мировую известность, а отечественная академическая школа балета считается лучшей в мире. Звёзд балета знают на ровне с поп-артистами: Николай Цискаридзе, набравший в последнее время серьёзную медийную популярность, и Анастасия Волочкова, у которой настолько нет времени, что она не может нанять себе визажиста. Однако скандальность звёзд балета не спускает его с пьедестала. Люди до сих пор приезжают в Россию из других стран и идут в Большой и Мариинку.
Made on
Tilda