О НАС
О НАС
НОВОСТИ
НОВОСТИ
ЛОНГРИДЫ
ЛОНГРИДЫ
А точнее - с черноты
Да не форсил
я этот ваш
авангард!
Именно известную картину Казимира Малевича «Чёрный квадрат», написанную в 1915 году, принято считать отправной точкой
и «иконой» такого течения
в искусстве, как авангард, что
в переводе означает «передовой отряд».  Авангардисты заложили фундамент для развития всего современного и нестандартного искусства, в том числе и соц-арта.
Передовое искусство просуществовало недолго.
С приходом к власти И.В. Сталина
в 1924 г. разрешённым стало только одно направление  — соцреализм.
А мне не
нравится
Соцреализм или социалистический реализм, – основное направление в живописи в период с конца 1920-х до начала 1990-х годов в СССР и других коммунистических странах.
Основным заказчиком такого творчества было государство, поэтому художники были зажаты в узкие идеологические рамки. На картинах все должны были быть...
Искусство, в первую очередь, использовалось для агитации
и распространения идеологии. Конечно, художники самостоятельно могли выбирать темы, но так как решение
о размещении работы на выставке или об использовании её для тиражирования принимало государство, то и живописцам приходилось соответствовать. 
Яркими представителями соцреализма были Александр Дейнека, Георгий Сатель и другие. Эти художники действительно верили в светлое коммунистическое будущее, которое изображали на своих картинах.
После смерти Сталина в 1953 году давление на людей со стороны государства ослабло. Идеология никуда не исчезла, но среди художников начало зарождаться неофициальное искусство, которое больше не восхваляло идеализированное будущее социалистического государства, а отражало действительность того времени.
В 70-е годы XX века начал зарождаться соц-арт. Важно отметить, чем отличается известный многим и схожий по названию поп-арт от соц-арта.
Поп-арт — одно из ответвлений авангарда, существовавшее в 50-е – 60-е годы в США и Западной Европе. Главными объектами поп-арта являлись продукты массовой культуры: реклама, телевиденье, комиксы, однотипные товары в магазинах и т.д. Поп-арт был реакцией на культуру потребления, рекламу. Соц-арт, в свою очередь, являлся реакцией на идеологию, плакаты и государственную символику.
Направление сложилось в 1970-е годы в СССР в рамках оппозиционной культуры, противостоящей государственной политике того времени.
Основателями соц-арта считаются Виталий Комар и Александр Меламид. Именно они стали первыми превращать советские символы в карикатуры. Как говорили сами художники, идея
о создании нового направления пришла им во время росписи стен в детском пионерском лагере.
В общем, мы дрожали, пили и думали, какие же мы подлецы, что ввязались в эту гадость ради денег. И в какой-то момент завели такой разговор: „А вдруг существует какой-то человек, который делает такое искренне? И это для него такой крик души. И что он рисует? Наверное, своих родных в стиле советских героев
С этого момента они начали изображать приземлённые вещи в стиле монументальных мозаик и идеологических плакатов. На картине «Двойной автопортрет» (1972) видно, что Комар и Меламид вдохновлялись «официальным искусством», при этом на холсте они запечатлели самих себя, а не лидеров революции, как это было принято.
В 1974 году Комар и Меламид устроили перформанс — Биточки «Прессные» (из газеты «Правда»), на котором они прокручивали в мясорубке газету «Правда» и раздавали получившиеся котлеты посетителям, буквально «кормя» их правильными идеями.
Со временем в соц-арте начали появляться и другие деятели. Одним из них был Эрик Булатов, работы которого отличались открытым использованием официальной государственной символики.
Художник создавал картины-конструкции, в которых сталкивал нейтральный фон с яркими плакатными и текстовыми вставками, создавая диссонанс
в глазах зрителя. Так, на пейзаже появляется знак качества. Пейзаж же выполнен качественно, а значит должен быть соответствующе помечен.
Или на картине «Горизонт» молодые люди движутся не просто к морю, а к орденской ленте – символу советского успеха.
Также художник иронизировал и над категорией свободы в своих работах. Ярким примером является «Слава КПСС II», на ней слоган растянут на всё полотно, а оставшееся пространство — это и есть та свобода, которая осталась советским людям.
Но художники пошли дальше, отказавшись от иронии над властью через прямые символы, на первый план вышла не форма, а...
Если за этим стоит идея или концепция, то это искусство. Поэтому смыслы стали закладываться глубже. Концептуалисты никогда не объясняли своё творчество, для них было принципиально важно, чтобы символы жили отдельно от автора и говорили сами за себя.
С первого взгляда не все смогут догадаться, что изображено на картине. Можно подумать, что это просто набор белых квадратиков, но для понимания концептуализма необходимо погружение в исторический контекст. Советский человек повсюду мог встретить агитационные плакаты с лозунгами, и со временем они начинали сливаться в единое красно-белое бессмысленное полотно. На картине даже присутствуют кавычки, что говорит о том, что в квадратах должен быть текст.
Концепцией на полотне могли стать не только плакаты и символы, но и
Такой смысл закладывал в свои работы Илья Кабаков. «Ответы экспериментальной группы» является одной из первых картин советского концептуализма, на ней изображены даже не люди или знаки, а цитаты. В них говорится о ком-то, но никто не знает о ком именно. Таким образом художник передал «язык государства», для которого человек, как и абстрактный герой картины, был не более чем записью в документации.
В 80-е Кабаков начинает развивать важную тему того времени — коммунальность. Проблема коммунальных квартир была острой для общества, а значит и хорошо узнаваемой в искусстве.
В такой квартире всё должно было кому-то принадлежать, и художнику удалось довести эту идею до абсурда в своей инсталляции 1991 года «Коммунальная кухня».
Если раньше ты думал, что дерзкое искусство не существовало в СССР, то теперь знаешь, что это далеко не так, ведь художники могут быть намного смелее, чем кажется.
Любая идеология не вечна, и вскоре она перестала существовать и без помощи художников. Соц-арт стал не только способом творческого самовыражения, но и частью оппозиции против государственной идеологии и образа жизни советского человека, в каком-то смысле еще и зеркалом общественных настроений, выражающим усталость от пропаганды и отсутствия свободы. Соц-арт доказал, что искусство может быть мощным инструментом критики и протеста.
В этой инсталляции каждый предмет имеет своего владельца, начиная от ковшика и кружки, заканчивая мухой, залетевшей в комнату.
Made on
Tilda